Шехтман Исай Абрамович (1925 – 1994)

Исай Абрамович Шехтман

Доктор технических наук, профессор НГТУ-НЭТИ, выдающийся специалист в области радиофизики и техники СВЧ. И.А. Шехтман стоял у истоков формирования в ИЯФ «радиофизического» направления исследований.

Родился 11 мая 1925 года в городе Орша Витебской области. Окончил среднюю школу в Куйбышеве, в 1942 году поступил на первый курс Куйбышевского авиационного института. В декабре 1944 года призван в Красную Армию, проходил обучение в танковом училище. Демобилизован в ноябре 1945 года. Продолжил учебу в Московском энергетическом институте (МЭИ), который окончил в 1949 году. Там же поступил в аспирантуру и в 1952 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Измерение резонансного эффекта в ферромагнетиках на сантиметровых волнах вблизи точки Кюри». По распределению был направлен в НИИ п/я 28 управления радиотехнической промышленности (УРТП) в Саратове. В 1958 году был переведен на предприятие п/я 52 государственного комитета по радиоэлектронике (ГКРЭ).

И.А. Шехтман пришел в Институт ядерной физики СО АН СССР на должность старшего научного сотрудника в 1963 году по приглашению директора Института Г.И. Будкера. К этому времени Исай Абрамович уже был сформировавшимся специалистом в области электроники с десятилетним стажем работы в различных НИИ.

1964 год был годом запуска электрон-позитронного коллайдера ВЭПП-2. И.А. Шехтман активно включился в работы по настройке ВЧ тракта бустерного синхротрона Б-3М и исследованию возможности создания позитронного инжектора для синхротрона Б-3М. В 1976 году он возглавил лабораторию 6-1. И.А. Шехтман начал активно привлекать молодых специалистов к разработке ВЧ резонаторов и генераторов для вновь создаваемых ускорителей. За время работы в ИЯФе им была проделана большая работа по созданию высокочастотных систем комплексов ВЭПП-2, ВЭПП-2М, ВЭПП-3, ВЭПП-4 и ВЭПП-4М. Под его руководством были разработаны ВЧ резонаторы и генераторы для этих комплексов. Резонатор на 72 МГц и двухкамерные резонаторы на 180 МГц до сих пор работают на ВЭПП-3 и ВЭПП-4М. Им были исследованы способы подавления мультипакторного разряда и электромеханических колебаний стенок ВЧ резонаторов, проведена оценка влияния высших мод ускоряющих ВЧ резонаторов на динамику пучка и предложен метод борьбы с этим эффектом.

В 1968 году в «Журнале технической физики» вышла статья М.М. Карлинера, А.Н. Скринского, И.А. Шехтмана «Условия устойчивости фазового движения сгустка в накопителях релятивистских частиц», в которой впервые сформулированы условия фазовой устойчивости пучка в случае произвольной частотной характеристики ускоряющих систем с учетом затухания Ландау.

В 1967 году Г.И. Будкер предложил идею гирокона. И.А. Шехтман активно занялся разработкой этого нового источника СВЧ мощности. Гирокон - это электронный преобразователь мощности постоянного тока в высокочастотную мощность с высоким КПД (80-90%). Его работа основана на отборе энергии от мощного несгруппированного релятивистского пучка. Под руководством И.А. Шехтмана были построены и испытаны первые гироконы импульсного и непрерывного генерирования. Продемонстрирована принципиальная возможность применения приборов такого типа для питания ускоряющих ВЧ резонаторов.

В 1986 году И.А. Шехтман защитил диссертацию на соискание научной степени доктора технических наук по теме «Мощные высокочастотные системы электрон-позитронных накопителей».

Много времени и внимания уделял Исай Абрамович воспитанию научной и инженерной молодежи. Более 25 лет он преподавал на кафедре электрофизических установок и ускорителей (ЭФУиУ) физико-технического факультета (ФТФ) НЭТИ. Им был разработан курс лекций по электродинамике и особенностям работы устройств сверхвысоких частот в технике ускорителей заряженных частиц. Этот годичный курс он читал сам, несмотря на большую загруженность научными и административными делами.

Из воспоминаний коллег:

«…Курс лекций по теории электромагнитного поля довольно объемный – 2 лекции в неделю. И.А. Шехтман вел занятия, занимаясь при этом научными и административными делами в ИЯФ. А это подчас непросто! Причем Исай Абрамович всегда появлялся на лекциях бодрым, доброжелательным и излагал свой предмет с невероятным энтузиазмом, так, что слушатели просто не могли оставаться безучастными. Преподавателей студенты оценивают по разным критериям. В том числе и по тому, насколько «нескучно» читаются лекции. У И.А. Шехтмана за артистизм безусловная 6.0! Одержимый темой лекции, он метался между доской и столом с разложенными на нем исписанными крупным, размашистым почерком листами формата А3, с которыми он сверялся по ходу дела…». (А.Г. Трибендис)

«Лекции, которые читал Исай Абрамович, были лучшими на нашем курсе, и это не только мое мнение. Он зажигал нас своим «мефистофельским» взглядом, и на его лекциях отвлекаться было невозможно». (В.Д. Шемелин)

В 1998 году на основе его курса лекций была выпущена книга «Теория электромагнитного поля».

И.А. Шехтман являлся постоянным руководителем аспирантов. Под его наставничеством пять сотрудников ИЯФ защитили кандидатские диссертации: В.Г. Вещеревич, Э.И. Горникер, С.Н. Морозов, О.А. Нежевенко, И.К. Седляров. Помимо этого, Исай Абрамович уделял много времени организационной деятельности на кафедре. Являясь фактически заместителем заведующего кафедры, он активно привлекал на нее новых сотрудников, проводил различные собеседования со студентами, занимался их распределением по различным направлениям научно-исследовательских работ и т.д. В честь Исая Абрамовича в ИЯФ учреждена именная стипендия, которой поощряются отличившиеся студенты.

Увлеченность научными исследованиями Исай Абрамович передал своим детям. Из четырех его сыновей трое (Борис, Александр и Лев) после окончания вуза стали научными сотрудниками ИЯФ СО РАН.

И.А. Шехтман был энтузиастом бега и лыжного спорта, демонстрируя своим участием в лыжных марафонах на 50 и 70 километров поистине неограниченные возможности целеустремленного человека. В течение многих лет после ухода Исая Абрамовича на лыжной базе ИЯФ проводилась ежегодная лыжная гонка «Мемориал И.А. Шехтмана».

Исай Абрамович всегда был активным жизнерадостным человеком, готовым помочь и поддержать коллег, студентов и друзей.